среда, 5 мая 2010 г.

QA, QC, Testing & Process Managers

Кажется, уже все всё давно знают... Но до сих пор задают вопросы :)
Кто такие QA, QC, тестировщики и процессные менеджеры?

Тестировщики.

Это такие ребята, которые никому не доверяют и всё проверяют самостоятельно :) Можно сказать, пробуют на вкус ;-)
Как они это делают:
- вручную и автоматически
- белым ящиком или в полном неведении
- по тест-кейзам или самостоятельно
- хаотично или придерживаясь плана
и т.д. Как бы они это не делали, они делают именно это: мучают продукты и заводят баги.

Quality Control (QC)

Эти бравые ребята ставят диагноз. Типа "Жить будешь" или "Вам бы подлечиться".
Для того, чтобы поставить диагноз, нужно произвести 2 действия:
- провести анализ (температура, биохимия, МРТ :)))
- определить, что является нормой, а что - отклонением.
Так вот, первая часть - это то самое тестирование. Но - есть бонус - в диагнозе :) QC не просто говорит "здесь бага" - QC определяет качество продукта, его готовность к релизу. Для этого создаются метрики качества, зачастую возможно личное общение с заказчиками. Более того, есть особо пронырливые QC, которые хорошо разбираются в предметной области и часто учат жить аналитиков. А точнее - переписывать требования :)
В нескольких компаниях, в которых я работала, QC обладают так называемым "правом вето" - то есть, пока они не разрешат, продукт релизить нельзя. Ответственность выше, эго шире :))

Quality Assurance, QA

В древнем Китае семейные врачи зарабатывали деньги всё то время, когда их клиенты были здоровы. Если же кто-то в "подконтрольных" семьях заболевал, им прекращали платить до полного выздоровления. Это всячески способствовало ориентации врачей на здоровье.
Немного похоже на QA... Потому что эти ребята предпочитают не лечить, а проводить профилактические мероприятия. Делают прививки, учат как правильно чистить зубы и агитируют за шерстяные носки :) Тестировщики расстраиваются, если багов нету. А QA счастливо потирают руки и гордятся.
Что они для этого делают? Определяют процессы, подходы, влияют как на тестирование так и на разработку, на билды и на требования. Их главная задача - чтобы продукт был качественным :) Если в компании всё хорошо, то их слушаются. Если плохо - то их просто нет :)

Процессные инженеры, процессные менеджеры.

Иди сюда... сюда... вот так... Теперь правой.. Оп! Не получилось? Попробуем с начала :)
Если в Вашей компании есть такие зануды, то это - процессные инженеры. Они всех учат жить, поэтому зачастую их любят меньше чем тестировщиков. Хотя, при правильном подборе, эти ребята творят чудеса! Их предназначение - искать наиболее эффективные пути выполнения тех или иных задач. Как сэкономить время на сборки? Как проводить Post Mortem? Как сделать так, чтобы тестеры и девелоперы не ссорились? Эти джедаи разрулят любые ситуации, как гаишник с палочкой, если светофор не работает :) Они напишут регламент, объяснят процедуры, найдут крайних и придумают Вам новую работу. И всё - на благо дела!

Выводы:
QC и Тестирощики - это почти одни и те же ребята, только с разными подходами к своему делу и разными уровнями возможности и ответственности. Перейти из одного амплуа в другое - просто, даже в рамках одной фирмы.
QA и процессные инженеры - тоже родственники. Но миссия QA - "Качество", а миссия проессных инженеров - "Оптимизация".
QA и QC - дальние родственники, несмотря на общую букву и то, что 90% тестировщиков называют себя QA инженерами :)

9 комментариев:

  1. Кстати, недавно делал себе визитки для поездки на конференцию и после небольшого опроса вне профессионального круга столкнулся с проблемой в том, что не все знают кто такой QC инженер, даже программисты, а тестировщиков считают QA. Пришлось сознательно писать QA Инженер, дабы было понятней людям.
    PS: Хотя уже после того, как я их получил, смотрю на них и прям глаз режет несоответствие.

    ОтветитьУдалить
  2. "Тестировщики расстраиваются, если багов нету"
    Абсолютная ерунда. Разве, что тестировщики не вышедшие из детсадовского возраста.

    PS: в конце статьи, слово Тестировщики лишилось одной буквы: "Тестирощики". Вот я нашел баг, думаете я рад?

    ОтветитьУдалить
  3. LeshaL, в статье много подколок, почему тебя привлекла именно эта? :)
    p.s. Меня порадовало, что у тебя в одном предложении из четырёх аж две пунктуационные ашипки :)

    ОтветитьУдалить
  4. Отличная статья! я в восторге!! спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Хорошая статья. Надо вводить термин QC в массы

    ОтветитьУдалить
  6. частенько "радуют" вопросы HR и собеседующих на собеседованиях - а что такое QA...
    и вот тут, если рассказывать все вышеописанному начинаются недоуменные взгляды и вопросы...

    нет в русскоязычной IT-среде устоявшегося мнения на этот счет

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо Наташа, очень легко написано и с юмором, я в восторге :)

    ОтветитьУдалить